Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала, при организации обучающих игр, эстафет. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, в кабинете имеется 12 компьютеров, класс делится на группы.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
(первый год обучения)
Виды информации. Человек и компьютер
1. Человек и информации: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа)
2. В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации
3. Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная информация; примеры
4. Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и другие) и ис-кусственные источники информации (колотушка сторожа и пр.)
5. Приемники информации: люди и животные — приемники различных видов информации (на примерах)
6. Радио и телефон: радио и телефон как устройства передачи информации; телефон — средство связи и общения
7. Компьютер: человек создал для себя разные инструменты: рабочие, музыкальные и компьютер — как помощника при работе с информацией, например, с текстовой и графической
8. Повторение, работа со словарем и тестирование
9. Контрольная работа
Кодирование информации
10. Носители информации, звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах)
11. Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы
12. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма
13. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование
14. Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы
15. Языки людей и компьютеров: люди разговаривают на естественном языке; человеком созданы искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит
16. Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах)
17. Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование
Числовая информация и компьютер
18. Числовая информация: способы счета предметов в древности; числовая информация — это форма представления информации и способ кодирования информации
19. Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени; дата, календарь, текущая дата
20. Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию
21. Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование
22. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер
23. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах, их особенности
24-25. Повторение, работа со словарем и контрольная работа и/или тестирование
Текстовая информация и компьютер
26. Текст: воспринимать информацию из текста могут только люди; информация и животные; текст имеет смысл
27. Текст и его смысл: слово — это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова, ударение и смысл слова; шрифт
28. Передача текстов: почта, средства доставки писем, электронная почта
29. Компьютер и обработка текстов: текст как цепочка компьютерных символов; текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст
30-31. Повторение за год. Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование
32-34. Резерв
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
(второй год обучения)
Человек и информация (повторение пройденного)
1. Человек и информация
2. Источники и приемники информации
3. Искусственные и естественные источники информации
4. Носители информации
5. Что мы знаем о компьютере
6. Повторение. Работа с понятиями и терминами
7. Контрольная работа. Работа над ошибками
Действия с информацией
8. Немного истории о действиях с информацией
9. Сбор информации
10. Представление информации
11. Кодирование информации
12. Декодирование информации
13. Хранение информации
14. Обработка информации
15. Повторение. Работа со словарем
16. Контрольная работа
Объект и его характеристика
17. Объект
18. Имя объекта
19. Свойства объекта
20. Общие и отличительные свойства
21. Существенные свойства и принятие решения
22. Элементный состав объекта
23. Действия объекта
24. Отношения между объектами
25. Повторение. Работа со словарем
26. Контрольная работа
Информационный объект и компьютер
27. Информационный объект и смысл
28. Документ как информационный объект
29. Электронный документ и файл
30. Текст и текстовый редактор
31. Изображение и графический редактор
32. Схема и карта
33. Число и программный калькулятор
34. Таблица и электронные таблицы
35. Повторение. Работа со словарем
36. Годовая контрольная работа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
(третий год обучения)
Повторение
1. Человек и информация. Свойства информации
2. Действия с информацией. Организация данных Кодирование информации
3. Объект и его свойства. Информационный объект
4. Отношения между объектами. Отношения между действиями
5. Компьютер. Свойства компьютера
6. Повторение, компьютерный практикум
7. Работа со словарем и контроль
Понятие, суждение, умозаключение
8. Понятие. Определение понятия
9. Деление и обобщение. Круги Эйлера-Венна
10. Отношения между понятиями. Классификация
11. Совместимые и несовместимые понятия. Диалог Платона и Диогена
12. Понятия «истина». Истина и ложь в природе
13. Суждение. Сложное суждение
14. Умозаключение. Эффекты восприятия
15. Повторение, компьютерный практикум. Смысл и значение
16. Работа со словарем и контроль
Модель и моделирование
17. Модель объекта. Существенные свойства
18. Модель отношения между понятиями. Класс задач
19. Алгоритм. Свойства алгоритмов
20. Какие бывают алгоритмы. Свойства алгоритмов
21. Исполнитель алгоритма. Правила мышления
22. Алгоритм и компьютерная программа. Алгоритм правильного мышления и общения
23. Повторение и подготовка к контрольной работе
24. Работа со словарем, контрольная, тестирование
Информационное управление
25. Цели и основа управления. Мировоззрение
26. Управление собой и другими людьми
27. Управление неживыми объектами
28. Схема управления. Управление обучением
29. Управление компьютером. Текст и его смысл
30. Повторение, работа со словарем. Компьютерный практикум
31. Четвертная контрольная
32. Повторение. Работа над ошибками
33. Годовая контрольная работа, тестирование, компьютерное тестирование
34. Резерв (игры, эстафеты)