• скачать программы | • УМК Н. Матвеева 2-4 класс | • УМК Л. Босова 5-9 класс |
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить. А. Дистервег
|
Программа курса информатики
для X—XI классов средней общеобразовательной школы
(Л.Л. Босова)
для X—XI классов средней общеобразовательной школы
(Л.Л. Босова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Курс рассчитан на изучение в 8—9 классах общеобразовательной школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. В настоящей программе предлагается вариант планирования учебного времени по 1 часу в неделю в 10 классе и в 11 классах.
В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика»:
1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования новейших информационных технологий.
4. Основная задача курса по предмету «Информатика» - развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.
По предмету предусмотрена промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
Формы промежуточной аттестации:
• Тематические зачеты;
• Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
• Диктанты по информатике;
• Решение задач;
• Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
• Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
Итоговая аттестация у учащихся проводится в форме:
• итогового тестирования;
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Содержание обучения курса информатики 10-11 класс
1. Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса.
2. Человек и информация (7 час)
Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процессы. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации. История информатики. История чисел и систем счисления. Позиционные системы счисления.
Учащиеся должны знать:
— определение информации в соответствии с содержательным под ходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
— что такое информационные процессы;
— какие существуют носители информации;
— функции языка как способа представления информации, что такое естественные и формальные языки;
— как определяется единица измерения информации — бит;
— что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
— в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
— что такое система счисления, в чем различие между позиционными и непозиционными СС;
— основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
— определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
— приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
— приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
— измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
— пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);
— рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи;
— переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
— выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами.
3. Архитектура компьютера. Программное обеспечение (9 час)
Архитектура ЭВМ. Основные устройства ЭВМ. Правила техники безопасности. Освоение клавиатуры в наборе слов и предложений. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Файлы. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС: организация диалога с пользователем, работа с файлами, управление устройствами.
Учащиеся должны знать:
— правила техники безопасности при работе на компьютере;
— состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
— основные характеристики компьютера в целом и его узлов;
— структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти;
— типы и свойства устройств внешней памяти; — типы и назначение устройств ввода-вывода;
— сущность программного управления работой компьютера;
— принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
— назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
— включать и выключать компьютер;
— пользоваться клавиатурой;
— вставлять дискеты и диски в накопители;
— ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
— инициализировать выполнение программ из программных файлов;
— просматривать на экране директорию диска;
— выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.
4. Текстовая информация и компьютер. Текстовой процессор (9 час)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с магнитными дисками и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и принципы работы с ними.
Учащиеся должны знать:
— способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
— назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
— основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
— набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
— выполнять основные допустимые редактором операции над текстом;
— сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер. Графические редакторы (7 час)
Компьютерная графика: области применения, технические средства, принципы кодирования изображения. Графические редакторы и методы работы с ними. Технология мультимедия Учащиеся должны знать:
— способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
— какие существуют области применения компьютерной графики;
— назначение графических редакторов;
— назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
— строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
— сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать.
— создавать презентации, использовать звуковое сопровождение
6. Информация и управление. Алгоритмы. Введение в программирование (23 час)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Графический учебный исполнитель: система команд исполнителя, среда исполнителя. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, алгоритмический язык —АЯ). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Алгоритмы работы с величинами: понятие типов данных в АЯ, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация, понятие о синтаксисе и семантике. Введение в программирование на ЯПВУ.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Графический учебный исполнитель: система команд исполнителя, среда исполнителя. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, алгоритмический язык —АЯ). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Алгоритмы работы с величинами: понятие типов данных в АЯ, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация, понятие о синтаксисе и семантике. Введение в программирование на ЯПВУ.
Учащиеся должны знать:
— что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки;
— сущность кибернетической схемы управления с обратной связью, назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
— что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления;
— в чем состоят основные свойства алгоритма; — способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
— основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
— назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
— назначение языков программирования;
— в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками;
— что такое трансляция;
— назначение систем программирования.
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
— определять механизм прямой и обратной связи при анализе простых ситуаций управления;
— пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
— выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
— составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
— выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
— работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.
7. Информационные технологии и общество (8 час)
Представление чисел и систем счисления. Перевод чисел. Арифметические операции. История развития ЭВМ.
Представление чисел и систем счисления. Перевод чисел. Арифметические операции. История развития ЭВМ.
Учащиеся должны знать:
— история развития систем счисления, алфавит систем счисления;
— переводы чисел между десятичной, двоичной и восьмеричной системами счисления;
— правила арифметических операций в системах счисления;
— основные этапы развития информационно-вычислительной техники, программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий.
Учащиеся должны уметь:
— переводить целые положительные числа во внутреннее машинное представление и обратно;
— выполнять арифметические операции с целыми положительными числами .
8. Передача информации в компьютерных сетях. Язык разметки гипертекста (7 час)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы дан
ных и пр. Интернет. WWW — Всемирная паутина. Структура HTML-документа. Создание HTML-документа в текстовом редакторе Блокнот
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы дан
ных и пр. Интернет. WWW — Всемирная паутина. Структура HTML-документа. Создание HTML-документа в текстовом редакторе Блокнот
Учащиеся должны знать:
— что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;
— назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов,серверов, клиентов, протоколов;
— назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распре деленных баз данных и др;
— что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;
— основные тэги для создания HTML-документа.
Учащиеся должны уметь:
— осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
— создавать HTML-страницу, устанавливать ссылки на другие страницы.
9. Введение в информационное моделирование (7 час)
Понятие модели. Модели натурные и информационные. Виды информационных моделей. Табличная организация информации. Элементы системологии.
Понятие модели. Модели натурные и информационные. Виды информационных моделей. Табличная организация информации. Элементы системологии.
Учащиеся должны знать:
— что такое модель, в чем разница между натурной и информационной моделью;
— какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вер альные, математические).
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры натурных и информационных моделей;
— ориентироваться в таблично-организованной информации;
— описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
10. Базы данных (8 час)
Базы данных (БД): основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Проектирование и создание БД.
Учащиеся должны знать:
— что такое база данных, СУБД, информационная система;
— что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
— структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
— что такое логическая величина, логическое выражение;
— что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
— открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
— организовывать поиск информации в БД;
— редактировать содержимое полей БД; — сортировать записи в БД по ключу;
— добавлять и удалять записи в БД.
11. Табличные вычисления на компьютере (9 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Учащиеся должны знать:
— что такое электронная таблица и табличный процессор;
— основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
— какие типы данных заносятся в электронную таблицу, как табличный процессор работает с формулами;
— основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
— графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
— открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
— редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
— выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
— получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
— создавать электронную таблицу для несложных расчетов.